17 июля 2008 780-й км Чуйского тракта - Курай - перевалка "Актру" - долина Актру
Подъем планировался в 8.00, выезд в 9.00, чтобы до обеда переехать еще не слишком глубокие броды в Курайской степи. По предварительным данным глубина бродов должна быть в полколеса.
Реально все поднялись в 7 утра. Мне, как всегда, довелось первой увидеть утренние горные цвета. Шум воды притягивает. С утра вода кажется ледяной, но она хорошо освежает и бодрит. Напротив – полная идиллия. Пара лошадок на другом берегу, легкий ветерок и шум утренней воды.
Из-за гор взошло солнце, и все вокруг стало ослепительно ярким. Переодеваемся во все походное. Снова пакуем рюкзаки. Кажется, складывать научились. Теперь осталось научиться носить их. Сегодня после обеда такая возможность представится. То ли еще будет!
Выезжаем в 9 часов. До Курая еще около 50 км. Вскоре открываются заснеженные вершины гор.
После долгой горной дороги это всегда впечатляет. Сегодня с утра небо чистое. Любуемся видами снегов (как будто сроду их не видели). Но здесь, в степи, это ощущение совсем другое: необычное, сказочное, притягивающее. В предыдущие поездки небо над этими местами всегда было облачным и все вершинки прятались. Но сегодня просто благодать!
Едем дальше по Курайской степи. Вид просто СУПЕР! С одной стороны дороги Курайский хребет, более скромный по высотам, но не менее красивый.
С другой стороны – Северо-Чуйский хребет, и здесь просто нет слов. Один восторг!
Наконец открывается вся панорама гор в снегах. Которая из них Актру – можно только догадываться. На фотографиях вроде видели, живьем определить труднее.
Вот и Курай. Сворачиваем вправо в начале селения. Через 2 км проезжаем второй Курай или Кзылташ. Далее дорога в степи только примерная. Нужно проехать еще около 6-7 км вдоль Чуи до моста через нее. Накатано несколько дорог. Ехать можно любой. Все они идут в сторону моста. Под колесами мелкая щебенка – быстро не разгонишься, сразу начинает сильно трясти
Впереди идет УАЗик, скорее всего, с туристами, поскольку на крыше виден груз, похожий на рюкзаки. И он идет к мосту. Садимся ему «на хвост». Вскоре УАЗик делает остановку, из которого вываливается группа человек 10. Подъезжаем, знакомимся. Народ едет в долину реки Тюте, далее пойдут по горам с выходом где-то в районе Чибита. Спрашиваем у них дорогу в долину Актру. Самим ориентироваться первый раз трудно. В степи повсюду простор – езжай, куда хочешь. В очертаниях гор уже узнается стена Караташ (она несколько чернее других гор). Значит, где-то правее должна быть Актру. Туристы из УАЗика показывают, где она находится. Как же это далеко! И в то же время так близко! Как же бывают обманчивы расстояния.
Опять едем в трясущейся машине к мосту. Справа видна полоса деревьев, значит, там протекает Чуя. Деревьям в степи расти негде, только у воды.
Актру со всеми окружающими ее горами и снегами стала еще ближе. Чувствуется холодный фронт со стороны гор. И этот холод расползается по всей Курайской степи. Так необычно – сверху палит солнце, под ногами и вокруг хоть и скудная, но все таки зелень, а в воздухе веет снежной прохладой.
Вот и мост показался. Со стороны он выглядит внушительнее, чем у Чибита. Благополучно переехали. Нормальный деревянный мост!
После моста снова едем в примерном направлении. Дорога постоянно медленно отдаляется от Чуи и приближается к горам. Уже так сильно хочется туда – и… сердце готово к вершине бежать из груди!...
Но еще ехать и ехать. Впереди виднеются холмы. Надо ехать к ним. В степи несколько раз встречались курганы. На одном из курганов высохшее дерево, а под них груда камней.
Скоро должны быть броды. Подъехали к ним как-то незаметно. Это 4 разлившихся рукава реки Тюте.
Сначала броды исследуем своими ножками. Вода – лед. Более 30 секунд находиться в ней невозможно. Первый, второй и третий броды переехали на «отлично». Ширина около 8 метров. 4-й брод кажется сложнее. Дна невидно. Воды почти по колено. Определяем лучшее место. Дно местами илистое, местами каменистое. В ил нога проваливается сразу по щиколотку. Придется ехать не по прямой. Машина, словно танк, переплывает речку. Никуда ничего не налилось. Вот и славно!
Едем дальше. Дорога уходит немного левее. Направление все такое же – примерное. Уже хорошо различается большой кедровый холм слева, за которым должна быть долина реки Актру. Слева от дороги видны пересохшие оросительные каналы. Справа на одном из приблизившихся холмов виден столб (по карте на нем высота 1784 м). Значит, едем правильной дорогой. Пересекаем забетонированный оросительный канал. Здесь дорога раздваивается: одна идет прямо, другая направо. По дороге обратно стало понятно, что надо было ехать направо. Эта дорога через лес гораздо проще. Обе дороги все равно приведут на перевалку, только в разных сторон заезды будут. Поскольку ничего этого еще не знаем, едем прямо.
Вскоре началась лесная зона. Здесь дорога не для слабонервных водителей. Выгружаемся из машина, чтобы осмотреться.
В одиночку водителю явно не справиться. Везде торчат серьезные камни. Кирилл идет впереди и буквально по сантиметрам указывает, куда выруливать. Дальше еще круче: дорога постоянно идет вверх и на ней еще больше камней.
В одном месте встретилась развилка. Разведали оба направления. Ехали по левой полосе. На ней камни будут постоянно, примерно одинаковые по высоте. По правой – очень крупные камни только на одном участке, это по силам только для проходимых машин, в остальном дорога, как обычная лесная. Очень медленно, но проехали. Вскоре дороги основа объединились. Еще один рывок вверх. Лес расступился, и впереди стал виден снег на горах. Въезжаем на пригорок – это последнее усилие, впереди только дорога вниз. От оросительного канала ехали около 500 м.
Вздохнули с облегчением. Приехали! Внизу виднеется домик. Это перевалка. От Курая до перевалки около 25 км. Навстречу идет серьезная машина, такая любую дорогу осилит – и брод, и камни.
Перевалка – это стоянка, которую содержат местные алтайцы. За изгородью виднеются сторожка и разные машины, около 10 (регионы – Алтайский край и Новосибирская область). На въезде деревянный шлагбаум. Стоянка в этом году обходится по 70 руб. в сутки (в 2007 – 50 руб.). Около сторожки есть свободное место, останавливаемся здесь.
Впереди предстоит дорога около 8 км. Спрашиваем у алтайцев, где будет ближайшая питьевая вода. Оказывается, что здесь вода только привозная, родниковая будет только в лагере. Значит, с собой в дорогу нужно брать питьевой запас. Погода жаркая, пьется очень много.
Опять начинаем паковать рюкзаки. На это уходит минут 40. То, что не вошло внутрь, привязывается снаружи, в том числе и вода. Одеваем рюкзаки – почему же так все неудобно? Надо подогнать множество ремешков под свой рост и фигуру. Никто ведь не догадался сделать это дома. На это уходит еще минут 15. Кажется, всё! Но надо еще как-то приспособиться идти с таким грузом. Со стороны, наверное, выглядит смешно. Немного покачивает из стороны в сторону. Алтайцы сказали, что за час дойдем. Что-то не верится. Может, не хотят пугать предстоящей дорогой. Время 12.30. За фото отвечаю я, за навигацию – Кирилл.
Сразу от перевалки виден мост через Актру. Он очень длинный, около 100 м. Река здесь сильно разливается, единого русла нет. Множество островков среди бушующей и очень мутной воды.
Около моста справа дорога уходит в воду. Здесь проходимые машины переезжают реку вброд. Для них мост явно слабоват.
Конец моста не внушает доверия. Бревна, наверное, просто накиданы сверху. Под ногами они немного проворачиваются, в просвете между ними видно, как внизу несется бешеная Актру.
Навстречу с пригорка спускаются люди. Видно, что эти туристы бывалые: борода, панамы, выдавшие виды и выцветшие рюкзаки старого образца, в руках посох. Здороваются. У нас вид совершенно не таков. Наверное, со стороны «зеленый» турист сразу заметен.
Сразу после моста начинается крутой подъем. Для туристов, первый раз в жизни идущих с рюкзаком, это настоящее испытание. Поднявшись на ровное место, тут же падаем на травку на обочине. Дальше идти невозможно. Травка оказалась уже хорошо примята от сидения предыдущих туристов.
С трудом поднявшись, тащимся дальше. Почему-то каждые 5 минут хочется присесть. Зато хорошо вдохновляет окружающая красота: вдоль дороги благоухают какие-то розовые цветочки, глаз радуется зелени леса на ярком солнце, где-то впереди сверкают снегами горы. Тропа, она же по совместительству дорога, идет вдоль реки Актру справа от нее, метров на 100 выше русла. Где-то глубоко в ущелье клокочет и бурлит вода, шум от нее слышен даже здесь наверху. Местами дорога вплотную подходит к краю обрыва. Вниз страшно смотреть. Там прямо сквозь тайгу прокладывает себе дорогу мощная горная река. Очень много поваленных водой деревьев. Настоящая дикая природа! Уже хочется стать немного диким человеком, чтобы лучше понять окружающую дикость. На самом деле она и есть самая настоящая и лишена искусственности, присущей городской или парковой растительности. Здесь чувствуется хозяйская рука иного рода и иных масштабов. Кажущийся хаос в приближении оказывается строгим порядком.
Вокруг довольно густой лес, местами открывающийся к полянам с чудной альпийской растительностью. Всё просто замечательно, если не считать тяжелых рюкзаков, постоянных крутых подъемов и спусков, а также кусачих оводов, назойливых мух и прочей летучей мелочи, которые отстали только на разливах.
Через 30 минут хода все падают на травку, рюкзаки в сторону. Неимоверно жарко.
Вода кажется особенно вкусной. Но ее лучше экономить, дорога еще только началась. Кажется, ребенок начал ворчать себе под нос, что мы не были к этому готовы.
Идем дальше. Дорога все время поднимается вверх. С непривычки рюкзак сильно давит на плечи. Несмотря на трудности, все равно радуешься видам природы вокруг. Лесная дорога – просто мечта для экстремалов на авто, желающих размять свои косточки и протрясти мозги. Проходимые машины сильно разбили дорогу, местами колеи очень глубокие, по ним не очень удобно идти. Ехать по такой дороге на машине – дело не очень-то веселое. Один раз повстречался УАЗик. Его кидало из стороны в сторону. Слабонервным пассажирам в нем явно не место. Пешком надежнее. Пусть медленнее, но спокойнее. Тем более, что скорость у машины на такой дороге чуть больше скорости пешехода. Из пеших туристов по дороге никто не встретился. При ходьбе рождаются интересные мысли – такой вид людей, как туристы, зародился, когда слились во едино две российские беды: дураки и дороги. Только большие умники, приехавшие незнамо откуда, способны топать этой славной дорогой с непередаваемым ощущением.
Местами тропа отделяется от дороги, и мы идем по ней. Думали, что будет короче. Она короче и мягче, но круче! По пути постоянно цепляются ветками карликовая березка, шиповник, жимолость и прочие лесные кустарники. Поскольку вокруг все привлекательное и новое, все хочется мгновенно остановить, что и приходится делать постоянно. Остановленные мгновенья тормозят общую походную скорость. Приходится догонять убежавших вперед, хотя это сложно назвать гонкой – уж как получится. Идет притирка горной дороги к первым шагам по ней.
Отдыхаем через каждые полчаса. Дорога уже кажется бесконечной. Сказывается усталость. Конца и края не видно этим подъемам.
Налетели тучи, и пошел мелкий моросящий дождь, за ним не замедлил и град. Вполне нормально для здешних мест. Если вдруг выпадет снег, то и это будет нормально. «…Здесь вам не равнина, здесь климат иной…».
Пережидаем под придорожным кедром минут 20. Вынужденная остановка пошла только на пользу. Мы перекусили и отдохнули.
На этой стоянке Кирилл оставил свои солнцезащитные очки. На обратной дороге мы благополучно подобрали их на том же месте. Хорошая была охрана – все осталось на своих местах.
Река сначала протекала слева далеко снизу. Постепенно дорога выровнялась с ней. Вот, наконец, примерно через 5 км лес расступился, дорога буквально вырвалась на простор. Даже дышать стало легче. За деревьями маячит вершиной гора Караташ.
Впереди разливы. Значит, чуть больше половины пути позади. И это очень радует, потому что сил уже совсем не осталось. Падаем на травку. Можно поваляться вдоволь. Пришла пора заклеивать первые мозоли.
Дорога выводит на многорукавное каменистое русло реки.
Наконец, открывается по всем великолепии гора Караташ (3500 м). Справа и слева, словно галстуком, ее обвязывают ледники. На вершине в расщелинах лежат снега. У подножия огромные россыпи, издалека кажущиеся мелким песком, но в горах всё обманчиво: и расстояния, и величины.
Идем по камушкам по этой чудесной долине. С двух сторон возвышаются горы, сначала одетые густым хвойным лесом, потом постепенно они становятся голыми отвесными скалами с россыпями у подножия. Идти по разливам после трудной лесной дороги очень легко. Река течет, где ей удобно. Она то широко разливается и спокойно несет свои воды, и по ней хочется пройтись вброд, охладить ноги, то собирается в одно русло и становится беспокойной – настоящей горной рекой, очень мутной и бурлящей.
Прямо из-под камней на разливах пробивается к солнцу горная растительность. Например, вот такие незамысловатые розовые цветы, неизвестного для меня названия.
Дальше идем по тропе на возвышенности, иногда спускаясь к самой кромке воды. Скоро уже должен быть лагерь. Мужчины ушли вперед на разведку. Мы с Лизаветой немного отдыхаем и бредем дальше.
Навстречу пара местных алтайцев-всадников. Вот лошадь бы сейчас не помешала. Лиза отходит в сторону стропы. Правильно, не надо пугать лошадь красным рюкзаком! Впереди показались стоянки с палатками и туристами. Ну здравствуйте, коллеги по переноске тяжестей на большие расстояния!
В лагере долго не можем определиться со свободным местом, поскольку не знаем, что где находится. Стоит много домиков, есть стационарные палатки. Похоже, что здесь развернулись уже много турфирм. Какое-то время мы ходим в поисках места, а дети сидят, вернее, лежат на рюкзаках. Река Актру течет во всех мыслимых и немыслимых местах. Тут же рядом ручей для питья, о чем напоминает висящая здесь табличка.
Наконец, наши усилия увенчались успехом, и мы благополучно разбиваем палатку недалеко от озера Сачки. К нему нужно перейти по мосту налево. Это громко сказано – по мосту. Две бревна поперек течения, сверху набиты дощечки, местами через одну, ширина около 60 см. На мосту немного закружилась голова от быстро несущейся и ревущей воды. Пришлось руками отгородить боковое зрение, чтобы не уплыть вслед за ледяным течением.
Рядом с нами стоят 2-х этажные коттеджи. Один из них называется Карандаш. Напротив – палатка тюменцев. Семья из 4-х человек находится здесь уже 2-й день. В лагере туристы здороваются друг с другом, как хорошие знакомые. Хорошая и очень полезная привычка.
Палатка готова! Распаковываем вещи и продукты. В тамбуре получилась куча мала. За водой – на озеро. Соседи сказали, что вода в нем годится для питья. Озеро Сачки – небольшой водоем, заполненный водой от стекающего выше с горы водопада. Очень холодное. Воду набираем среди камней, осыпавшихся со склона горы. Осыпь очень большая, к ней боязно подходить близко. На одном из камней среди воды сложен тур. Очевидно, для отметки места, где лучше и удобнее набирать воду.
Место для стоянки отличное. Великолепные виды на ледник Малый Актру и снежные горы в районе ледника Большой Актру.
Рядом с палаткой растет густым ковром карликовая березка вперемешку с кустами жимолости (ягоды еще кислые, созреют только в августе), а также два видавших виды старых кедра с необхватными стволами. Натоптанные мелкие тропки среди кустарника мягко продавливаются под ногами. Это пружинит белый мох. Его здесь полно.
Варим ужин. Время уже позднее. Надо укладываться – завтра предстоит день не легче, чем сегодняшний.
За день пройдено около 8 км.
Высота в лагере 2150 м.
|